«Футбол моего города»: Макаров Геннадий

Работа над книгой «Футбол Моего Города», как оказалось не закончилась. Удалось взять интервью с Геннадием Ефимовичем Макаровым, главным тренером футбольных команд «Атлантика» и «Чайка» в период с 1975 по 1994 год, и кроме этого, ведущего специалиста Добровольного Спортивного Общества «Зенит», благодаря которому массовый и детско-юношеский футбол Крыма получил стимул для развития.

Было бы несправедливо, если бы в этой книге о Севастопольском футболе не нашлось места для рассказа о Геннадии Ефимовиче Макарове, футбольном человеке и большом труженике, немало сделавшем для Севастопольского футбола на тех должностях, которые он занимал в нем.
Статья о нем тем более необходима, еще и потому, что на днях этому уважаемому человеку исполнилось 80 лет!

Родился Геннадий в 1939 году городе Старый Крым. Скоро отца отправили служить на Дальний Восток, а Гена с мамой и бабушкой остался жить в деревне под Феодосией. Думалось, что эта разлука продлится недолго, но в 1941 году началась война.
И только после ее окончания семья смогла воссоединиться. Подумайте над этими, казалось бы, простыми строчками. А ведь за ними столько боли и страха! И представьте себе ребенка, который в первый раз осознанно, по настоящему смог увидеть своего отца только тогда, когда ему исполнилось 6 лет.
И это ему еще повезло, так как многие дети после этой страшной войны так никогда и не увидели своих родителей.

После войны семья Макаровых проживала в Крыму, по месту службы отца. Сначала в Андреевке, а потом в Каче.

Чем было заполнено время тогдашней детворы? В-основном поисками приключений на улице в компании своих сверстников.
И еще мальчишек манил спорт!
В те годы он был возведен в культ.
Вот и Гена не оказался в стороне от этого увлечения. Как и большинство местных ребят, он занимался во всех спортивных секциях, которые там были.

Правда, название спортивная секция, это только для Вас, дорогой читатель. Какие детские тренеры в те годы?
Просто были энтузиасты того, или иного вида спорта, и вокруг них собирались увлеченные люди.
В то время на Каче местными кумирами для молодежи были Леня Леонтьев и Витя Просвирин. Они посещали занятия в секции бокса, организованной в Севастополе при ДСО «Трудовые резервы», объединявшем в своих рядах рабочую молодежь. И не просто посещали. И тот, и другой показывали хорошие результаты на соревнованиях. Леня, так вообще был Чемпионом СССР  среди юношей в своей весовой категории.
Поэтому среди местной молодежи бокс стоял на самом высоком месте! И все горели желанием повторить успех своих кумиров.
А они, будучи фанатами бокса, оборудовали в одном из полуподвальных помещений спортивный зал, и в вечернее время проводили импровизированные занятия с желающими! Надо ли говорить о том, что Геннадий был в их числе?

 Через какое-то время, уже после поступления в училище ФЗО* он тоже стал, как и его кумиры посещать тренировки в секции ДСО «Трудовые резервы», и даже в составе сборной города выезжал в Донецк, где проводились учебно-тренировочные сборы перспективных ребят ДСО. Особо запомнился Геннадию человек, организовавший и проводивший эти сборы.
Звали его Педро Сайес Бернегисто, и он в прошлом был настоящим профессиональным боксером. Да-да, именно так. Но был он им на своей Родине, в далекой Испании, а в Советский Союз приехал вместе с другими испанцами, спасавшимися от гибели после победы войск Франко.
На юного Геннадия один только вид настоящего профессионального бойца произвел огромное впечатление. И так хотелось стать таким как он!
Но по ряду причин профессионального боксера из Геннадия не вышло, а вот занятия боксом пригодились на всю жизнь.
Умение «держать удар», тяжело трудиться, быть целеустремленным, бескомпромиссным, все это позже пригодилось ему как в жизни, так и в другом виде спорта.

Рассказав о том, что на Каче молодежь увлекалась исключительно боксом, мы немножко погрешили против правды. Да, бокс был в фаворе, но самым популярным видом спорта все-таки был футбол.
А как же без него?!
К слову сказать на Каче было довольно неплохое для того времени футбольное поле, на котором и детвора и взрослые допоздна гоняли мяч.
И конечно особым праздником там всегда были футбольные матчи между военными командами. 

Повезло Каче и с организаторами спорта. В гарнизоне было два начальника физической подготовки – специалиста и энтузиаста своего дела. Вот жаль, что в памяти остались только их фамилии. Майоры Сафонов и Теряев. Именно они смогли организовать футбол в гарнизоне. Каждое подразделение имело и выставляло на Первенство гарнизона свою футбольную команду. И гражданское население не оставалось в стороне. А потом с подачи этих любящих футбол людей начали проводить соревнования между классами в качинской школе.
Так что и в футбол Геннадий поиграл. При чем и здесь преуспел.
По крайней мере, задних не пас!

После окончания школы пришло время выбирать профессию, и выбор был сделан в пользу ФЗУ, преобразованного позже в ПТУ № 3, в котором готовили молодых специалистов для самого крупного промышленного предприятия родного города—Севастопольского Морского Завода имени Серго Орджоникидзе.
Быстро пролетело время учебы и вот уже здравствуй завод! Молодой Геннадий свою карьеру рабочего начал в первом цехе.

В то время на предприятиях постоянно проводились Спартакиады, и каждый молодой человек считал своей обязанностью принимать участие в них.
Пригодились навыки, полученные в детстве и юности на футбольном поле качинского стадиона, и вот уже перспективного парня пригласили в сборную завода, которую тренировал известный севастопольский футболист Виктор Феофилович Константинов, которого через какое-то время сменил известный севастопольский арбитр Владимир Миленышев. За команду в то время выступали известные футболисты—Леонид Луценко, Николай Юров, Евгений Моряков, Евгений Попов, Василий Кучеренко.

Вот так вплоть до ухода на службу и играл Геннадий за сборную завода хавбеком, на позиции, как тогда говорили «левого полусреднего», или инсайда.
В 1959 г. подошло время призыва на срочную воинскую службу, и Геннадий оказался на Волыни в городке Нововолынск, где спортивного парня скоро определили в спортивную роту.

Пролетели годы службы в рядах Советской Армии, и Геннадий получил возможность поступить в Смоленский государственный институт физкультуры. На 4-м курсе женился на чудесной девушке Валентине, с которой он вместе уже 54 года!
В Смоленске Геннадий Макаров нашел себе занятие в футболе, и стал тренировать юношескую сборную команду футбольного клуба «Искра». Затем молодой тренер стал одним из тренеров главной местной команды «Искра», выступавшей в классе «Б» советского футбола. Главным тренером команды мастеров в те годы был Владимир Ильич Стрешный.

В 1973-м Геннадий Ефимович сменил своего старшего товарища на этом посту, и клуб успешно выступил на чемпионате Вооруженных Сил СССР.
Ежегодно команда проводила учебно-тренировочные сборы в Севастополе, и можно было понять чувства, которые испытывал Геннадий Ефимович, приезжая в родной город. Естественно тянуло домой, и благодаря знакомству с председателем профкома СПОРП «Атлантика» Геннадием Васильевичем Осиповым, который в 1975 г. стал первым председателем исполкома Гагаринского района, эта мечта скоро получила вполне конкретные очертания. В итоге в этом же году Геннадий Ефимович Макаров сменил на посту главного тренера севастопольской «Атлантики» В.Я. Тугарина, и в дальнейшем проработал на этой должности много лет.

Атлантика 1976 г.
Атлантика 1976 г.

Именно при нем команда от уровня производственного коллектива поднялась до уровня команды мастеров. И вопрос с размещением тренировочной базы команды на стадионе «Чайка» был решен, и появилась загородная база в селе Озерном, и для футболистов стали решать вопросы, связанные с их бытом.
При всем этом скажу, что Ефимыч отличался удивительным бескорыстием. Мог бы, например, без особого труда улучшить свои жилищные условия, но не сделал этого, и так и остался жить в предоставленной ему в 1975 году скромной квартирке.
Почему, а потому, что считал главной задачей обеспечить жильем своих футболистов.

Рассказывая о нем, как о специалисте футбола, хочу отметить, что Геннадия Ефимовича прежде всего отличала фанатичная любовь к своей работе. Он готов был трудиться с раннего утра до позднего вечера. И такой же преданности футболу он требовал и от членов своей команды.
Николай Картавенко, долгое время проработавший с ним в должности начальника команды, особо выделял это его качество.
«Дайте ему поле, мячи, футболистов, создайте условия для работы, и больше ему ничего не надо! Готов с раннего утра до позднего вечера пропадать на работе».
Порой его упрекали в излишнем пристрастии к сверхнагрузкам. Что было, то было! Изнуряющие кроссы и занятия с отягощениями в спортзале действительно были его «коронкой» при организации подготовительного периода учебно-тренировочного процесса.
Но делалось это не потому, что тренер стремился показать своим футболистам, какой он крутой руководитель. Нет, в основе такого построения тренировок лежало желание как можно лучше подготовить своих игроков к предстоящему сезону.
Иногда, правда, Ефимыч увлекался и палку перегибал, но опять таки только потому, что футбол был для него всем!

Если говорить о физподготовке и сверхнагрузках, используемых им в работе  в подготовительном периоде, то некоторые футболисты, клявшие своего тренера за чрезмерное, на их взгляд, увлечение ими, став тренерами после завершения игровой карьеры, начинали практиковать эти, так в свое время не нравившиеся им упражнения и методы в своей работе.
Я имею в виду Василия Ярославовича Бориса.
В начале севастопольского периода своей карьеры футболиста Василий несколько лет играл у Геннадия Ефимыча, и многое перенял у него. И когда ему предложили возглавить флотскую команду, которую к слову, до него тренировал Геннадий Ефимович, то он с большим увлечением начал применять излюбленные своим тренером упражнения по общей и специальной физподготовке.
И народ стонал от них на тренировках, как когда-то стонал сам Василий!
Но как без тяжелого труда прийти к победам? По-другому ведь в спорте не бывает!

Работа главного тренера в профессиональном футболе не синекура! В футболе закон суров: — выигрывает команда, а проигрывает тренер …

Потому Геннадий Ефимович приходилось несколько раз прощаться с главной футбольной командой родного города, но через какое-то время по просьбе руководства он снова возвращался на пост главного тренера. 

В те периоды, когда приходилось уходить из севастопольской команды, Ефимыча приглашали работать в солидные коллективы.
Так какое-то время он работал тренером в симферопольской «Таврии» — главной крымской команде, выступавшей, на всякий случай, в высшей лиге советского футбола. Была работа в перволиговском «Нефтянике» из Ахтырки. Начав там свою деятельность в должности тренера, он со временем был отмечен руководством, и стал главным тренером.

Но особо хочется отметить работу Геннадия Ефимовича в крымском областном совете ДСО «Зенит».
Именно благодаря проявленной Ефимычем инициативе футбол в областном совете стал самым престижным видом спорта.
Ему удалось убедить начальство, и оно одобрило предложенные им предложения по развитию футбола в «зенитовских» коллективах физкультуры по всему Крыму.
Начинали с малого. Сначала начали проводить Первенства среди мужских команд, а потом ко взрослым подтянули детей и юношей различных возрастов. Даже Спартакиады «Юный зенитовец» стали проводить, при чем главным видом спорта в этих Спартакиадах был именно футбол.

Геннадий Ефимович, Н. Таран и Е. Репенкв в 1978 году на Спартакиаде Юный Зенитовец
Геннадий Ефимович, Н. Таран и Е. Репенкв в 1978 году на Спартакиаде Юный Зенитовец

Наряду с детским, юношеским и мужским футболом, очень быстро получившим большое развитие в областном совете, Ефимычем были организованы соревнования среди ветеранов футбола.
И все благодаря одному человеку, фанатично влюбленному в футбол.
И люди это понимали. Все футболисты областного совета ДСО «Зенит», начиная от самых маленьких, и заканчивая убеленными сединами ветеранами знали имя своего футбольного благодетеля, и были безмерно благодарны ему.
И это не дежурные слова. Действительно были благодарны. А больше всех, наверное, дети и ветераны. Первым, малым, дали возможность приобщиться к серьезному футболу, организовав крупные соревнования хорошего уровня. Причем по всем возрастам. Такая вот футбольная пирамида получилась!
А вторым, нашим уважаемым ветеранам, дали возможность продлить свою жизнь в футболе. А это дорогого стоит!
И за всем этим стоит Геннадий Ефимович.

Кстати, и через несколько лет после того, как он оставил областной совет ради своей любимой работы на посту главного тренера севастопольской команды, в ДСО «Зенит» продолжали организовывать и проводить придуманные и созданные им соревнования. Просто потому, что они были очень популярны и востребованы.
Отмечу тот факт, что ни одно спортивное общество в Крыму не проводило подобных соревнований.
Наверное потому, что у них не было такого фаната футбола, как Геннадий Ефимович.

Пользуясь случаем, я как тренер детской команды, которому ты дал возможность выйти на хороший профессиональный уровень, от себя и от своих коллег хочу сказать – «Спасибо тебе Ефимыч за твою работу по развитию самого народного и настоящего — массового футбола»!

После завершения карьеры тренера в профессиональном футболе, а к сожалению такие моменты рано или поздно наступают, Геннадий Ефимович пришел работать в детскую спортивную школу олимпийского резерва, и проработал там почти 20 лет!

Ежедневно и утром, и вечером его можно было встретить на севастопольских «Мараканах», как называли эту футбольную арену мальчишки. Многие из ребят, занимавшихся у него и сегодня с любовью вспоминают своего первого, самого любимого тренера по футболу. Например, Сергей Науменко, защищающий ворота главной севастопольской команды, выступающей в Премьер-лиге Крымского футбольного Союза.

 

Спецкласс 1976 года рождения.
Спецкласс 1976 года рождения.

Раз уже разговор пошел о тех, футбольных людях, которые прошли в свое время школу Ефимыча, то хотелось бы прежде всего отметить в их числе такого футболиста, как Георгий Ярцев. Думаю, что Вам, уважаемые читатели, не надо особо представлять игрока московского «Спартака» и сборной СССР, одного из лучших бомбардиров советского футбола.
Так вот он, свою футбольную карьеру начинал в смоленской «Искре», которую тогда тренировал Геннадий Ефимович.

В севастопольской «Атлантике», под его руководством начинали свою жизнь в профессиональном футболе такие известные футболисты, как Владимир Науменко и Валерий Петров. Первый стал лучшим бомбардиром за всю историю симферопольской «Таврии», а второй тоже много забивал, а после завершения карьеры футболиста успешно тренировал севастопольскую «Чайку» и высшелиговскую симферопольскую «Таврию»

О Василии Борисе, много лет выступавшем за севастопольскую «Атлантику», и ставшем по завершении главным тренером «Чайки», а потом и флотской команды «Черноморец» на протяжении многих лет ярко и успешно выступавшей в различных соревнованиях, я уже рассказал выше.
Вернувшись снова к этой теме добавлю, что Василий Ярославович всегда отдавал должное своему наставнику за то, что тот сделал для формирование его как тренера.

И еще об одном известном футбольном человеке, в свое время многое почерпнувшего из богатого тренерского опыта Ефимыча, хочу сказать пару строк.
Речь пойдет о Евгении Евгеньевиче Репенкове.
Он сам в своей книге, рассказывающей о своем тренерском пути, прямо назвал Геннадия Ефимовича своим первым учителем в футболе.
Именно он рассказал начинающему детскому тренеру Жене Репенкову о тех законах, на которых построен и сам футбол, и учебно-тренировочный процесс в нем. И не просто рассказал, а и взял на себя обязанность учить Евгения основам футбола.

Я это не забыл, Ефимыч, и очень благодарен тебе!

Всех тех, кто проходил футбольную школу под руководством Геннадия Ефимовича, так сложно перечислить, как и невозможно подсчитать число футболистов, для которых «зенитовские» детские и юношеские соревнования, организованные Ефимычем, стали путевкой в большой футбол!

Жизнь Геннадия Ефимовича в футболе  лишний раз показывает, насколько огромна эта игра. Наверное ее смело можно сравнить со Вселенной!
И в ней, в этой Вселенной, всегда найдется место человеку, который живет этой игрою.

Думаю, что в завершении нашего рассказа о Геннадии Ефимовиче Макарове, необходимо сказать несколько строк о наградах, заработанных им своим трудом, и о том, чем живет наш ветеран сегодня.

Среди наград ветерана—медали «100 лет севастопольскому футболу», «Ветеран труда», грамота Верховного Совета УССР, благодарности от руководства города-героя, Комитета по физкультуре и спорту.
С 2015 года Геннадий Ефимович на заслуженном отдыхе, и после сложнейшей операции вот уже четыре года не выходит из дома. Но всегда рядом—супруга Валентина Егоровна, благодаря которой он жив и счастлив.
И есть у Ефимыча еще одна любимица – немецкая овчарка.
Не смотря на то, что возникли проблемы с мобильностью, на коммуникабельность ветерана это не отразилось. Чтение свежей прессы, новостные и спортивные программы по ТВ, и конечно, просмотр футбольных матчей. Он в курсе всего того, что происходит в городе и стране.
Вот только жаль, что все реже стали приходить в гости молодые тренеры и ветераны футбола.
Но по-прежнему переживает Геннадий Ефимович за состояние нынешнего севастопольского футбола. А как Вы хотели?
Ведь его сердце принадлежит игре миллионов!

ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ ФУТБОЛ?
— да вроде бы как из моего интервью, и так ясно, чем он для меня является. Он первая моя любовь, и он вся моя жизнь.
Все чего я добился в жизни, я обязан ему! И я ему за это очень благодарен.
А особую благодарность он заслуживает за то, что он свел меня с моей любимой супругой Валентиной Егоровной. Она, как жена декабриста всегда была со мною рядом. И в горе, и в радости. И согласитесь с тем, что это и есть настоящее счастье!
Поэтому, я пользуясь случаем, признаюсь ей еще раз в любви, и скажу ей спасибо за все!

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— не помню, в какой книге, и у кого из севастопольских авторов я прочел фразу, поразившую меня. «Есть всего только одно место, куда я обязан всегда возвращаться. Всего только одно место на огромной планете Земля — Севастополь»!
Вот так и у меня получилось. А ведь все так хорошо складывалось в Смоленске. Семья, работа, уважение коллег, перспективы. Что еще было надо?
Но когда меня позвали работать в Севастополь, я загорелся. Вроде бы зачем менять устоявшееся «хорошее», на «неизвестное»?
Но я ощутил этот призыв, и не смог устоять. Родина, мой Город, мой Дом! Даже и не выразишь словами!
Но если Вы Севастополец, то поймете меня!
Знаете, как я ждал вызова из Севастополя. Можно даже сказать, что с вожделением! А его все не было, и не было.
Я был в растерянности. Вроде бы как сами говорили, что я им нужен, но вот тишина. И только позже, моя любимая супруга, настоящая смолянка, призналась в том, что просто не показывала мне приходившие из Севастополя телеграммы с приглашениями. Она ведь тоже любила свой город Смоленск, и не хотела из него уезжать, даже из-за мужа! И она свой Город любит до сих пор. Но мужа, правда, все равно любит больше!
К счастью все уладилось, и я вернулся в свой родной Город.
Спасибо ему за то, что позвал, и пусть он простит меня за то, что может быть когда-то, где-то и в чем-то, я не оправдал его надежд.

Автор — Евгений Репенков, книга «Футбол моего города». Источник — dyfls.ru


* аббревиатура переводится, как Фабрично Заводское Образование. Отсюда и прозвище обучавшихся там ребят – «фазаны», а сами училища назывались «фазанками». Их, кстати позднее переименовали сначала в ФЗУ, а потом в ПТУ, и ГПТУ. Но в разговорной речи они так и остались «фазанками».
** отдельно хочу выразить благодарность Владимиру Андреевичу Мелянскому за неоценимую помощь в создании этого материала.

Оставить комментарий