В Севастополь меня привезли родители. Мой отец, будучи военнослужащим, в 1949 году получил назначение в Севастополь. Мы жили сначала в бараке на Северной стороне, затем на Пироговке – ныне ул. Льва Толстого, а потом переехали в Стрелецкую.
Город лежал в руинах. Не хватало многих необходимых для жизни вещей.
Зато в избытке хватало криминала и связанных с ним личностей. Ведь война сорвала с некоторых представителей рода людского тонкий налет воспитания. И самое страшное, уничтожила заложенные этим воспитанием и общественной моралью неприятие и страх перед убийством себе подобных.
И для таких людей с искалеченной войной психикой и моралью жизнь человеческая стала стоить намного меньше желания заполучить чьи-то вещи, или деньги. Запомнилось, что когда я с отцом ходил в баню, находившуюся на Очаковцев, отец всегда клал в карман пистолет.
Ведь возвращаться после бани домой на Пироговку нам приходилось по неосвещенным улочкам. И эта предосторожность не была излишней. Сам видел людей, убитых на улицах бандитами.
Особо опасным местом был Херсонесский мост, существовавший в те годы и бывший частью нынешней улицы Адмирала Октябрьского.
Под ним протекала так называемая Одесская канавка, и здесь, в районе автовокзала, находившегося на месте нынешнего цветочного рынка, часто грабили и убивали людей.
Мой отец служил в артуправлении ЧФ в отделе башенной артиллерии. В его ведении находилась также восстановленная 30-я батарея в Любимовке.
Однажды он взял меня на батарею, чтобы я поприсутствовал в тот момент, когда опробовали установленные на ней орудия.
Это было что-то! Внизу, под батареей находился барак. Так вот во время залпа с него воздушной волной сорвало крышу и повыбивало все стекла.
Я с матросами залег во рву, но, несмотря на это, меня отбросило метров на пять!
Позже, когда снимали фильм об обороне Севастополя, кажется «Море в огне», батарея дала специально для киношников еще один залп. Но уже холостыми. Тем не менее, половине Любимовки за счет Министерства обороны пришлось вставлять в окна стекла.
Отец попал под сокращение в числе тех служак, которым не повезло оказаться в печально известном «хрущевском миллионе». Если быть точным, то таких, людей, как мой батя, выброшенных без каких-то средств и специальностей, было миллион двести.
На «гражданке» отец проработал полтора года в 44-м спортивном клубе ЧФ. Строил большой спортзал и бассейн, а в 1961 году он перешел работать в КФК «Динамо», которое потом преобразовал в горсовет.
И Вы понимаете, что имея такого спортивного родителя, я не мог оказаться в стороне от спорта. Тем более, что с самого раннего детства меня водили на все соревнования, в которых мой отец был арбитром.
Сам я из всех видов спорта выбрал бокс, так как хотел научиться постоять за себя в непростых условиях тогдашних реалий жизни. Но после бокса я всегда отдавал предпочтение футболу! И гоняли мы мяч во дворе все свое свободное время.
Вспоминаю один курьезный случай того времени.
Мы с пацанами проводили очередной матч во дворе. Я в то время играл вратарем. Ну, а что за вратарь без перчаток? Вот только, где их взять?
И тут мне на глаза попались отцовские офицерские парадные белые перчатки… В общем, в тот день я был вратарем – аристократом. Но Вы, конечно, представляете, во что они превратились. Я тоже почувствовал, чем все это может закончиться, и, надеясь как-то отстрочить расплату, спрятал перчатки в карман отцовского парадного мундира.
Вскоре подошло время ноябрьского парада. Отец, достал мундир с орденами, и увидел когда-то бывшие белыми перчатки. Я мучительно, до слабости в ногах, ждавший этого момента, был настороже, и, услышав его удивленные восклицания, молнией метнулся из квартиры на улицу…
Культ футбола процветал и в школе. Мне довелось учиться в нескольких. Сначала в 5-й школе, затем в 7-й школе, которая тогда располагалась на улице Попова, а завершал я свое образование в школе №1.
И везде мальчишки при любой возможности играли в свою любимую игру. Особенно это процветало в 7-й школе, где преподавателем физкультуры был Юрий Алексеевич Лис, человек, горячо любивший футбол, и сумевший передать эту любовь нам.
В дальнейшем Юрий Алексеевич работал начальником главной городской команды «Авангард».
Ну, и конечно, ни я, ни мои друзья не пропускали ни одной игры нашей любимой команды СКЧФ, хотя каждый раз для того, чтобы оказаться в числе зрителей, приходилось преодолевать преграды в виде контролеров и милиционеров. Ведь денег-то на билет у нас не было.
Мы мечтали стать такими же «звездами» спорта как Ананьев, Буцкий, Шехтель, Аванесов и Павел Скляров, выступавший под номером 9!
Мы часто приходили к домику на стадионе, где у футболистов была база. Хотелось лишний раз посмотреть на своих кумиров.
И в дальнейшем, когда я поступил в Киевский Государственный Институт Физкультуры, то не пропускал матчи киевского «Динамо». Нам, студентам, было легко это сделать, так как институтское общежитие располагалось прямо на территории стадиона, и мы проходили на футбол бесплатно!
Институт физической культуры по специальности преподаватель физической культуры – тренер по боксу я окончил летом 1965 года, а с 1 сентября этого уже года уже работал инструктором физподготовки в Севастопольском городском совете ФСО «Динамо». Также удалось устроиться на четверть ставки тренера по боксу. И я тренировал мальчишек в Стрелецкой в спортзале ГПТУ-2.
Но скоро в МВД прошло сокращение, и я попал под него.
Пришел в Севгорсовет ДСО «Спартака», и обратился с просьбой посодействовать в моем трудоустройстве к председателю, полковнику Григорию Скаблову. Он направил меня в СОХАЖТ-11076 (Севастопольское объединенное хозяйство автомобильного и железнодорожного транспорта) работать инструктором физкультуры.
Предприятие было расположено на выезде из города по улице Гоголя. Сейчас на этом месте жилые дома и детский садик, а напротив на перекрестке улиц Олега Кошевого и будущего проспекта Генерала Острякова, находились школа № 37 и автозаправка.
Большинство парка автомобилей составляли молоковозы и виновозы, а их водители любили играть в футбол. Этот вид спорта стал для меня главным на предприятии, так как футбол давал универсальную подготовку, и футболисты могли участвовать в соревнованиях по всем видам спорта, включенных в Спартакиаду ДСО «Спартак».
Но об этом я расскажу позже и более подробно, т.к. с этим периодом связано много произошедших со мною и моими футболистами курьезов.
На предприятии я в апреле 1966 года познакомился с водителем-дальнобойщиком Павлом Померанцевым. Будучи участником ВОВ, был награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Но он был простым и скромным человеком, поэтому, никогда о своих наградах сам не упоминал, и не любил, когда эта тема поднималась в разговоре.
Его отличала огромная любовь к футболу. Он был человеком, любившим людей, веселые компании и непринужденную атмосферу.
Мы в шутку говорили про него – «Пал Палыч Померанцев, любитель музыки и танцев!».
При поддержке председателя профкома Владимира Дёмина мы вместе с Палычем создали футбольную команду «Автомобилист», которая включала в свой состав как рабочих и служащих предприятия, так и молодых ребят, живущих рядом в районах Матюшенко и Куликово поле.
Моя главная задача в качестве инструктора физкультуры заключалась в том, чтобы как можно больше рабочих и служащих предприятия оторвать от пьянства, т.к. вина на СОХАЖТ-11076 было море.
И в этом мне помогал футбол! Я поставил дело так, что, тот, кто выпивал, не имел права тренироваться и играть за команду предприятия.
Большинство мальчишек, которых собрали мы с Пал Палычем «не увлекались», но старшее поколение поступало по-своему. Да и выходить на поле и там упираться они не горели желанием, предпочитая смотреть на игру с трибуны.
Бог им судья!
Вот имена тех ребят, которые составили костяк первого состава «Автомобилиста». Геннадий Шабека – вратарь, красавец, мечтавший о сборной страны. Виктор Соловьев, игравший в команде юношей СКЧФ, Владимир Кальченко – нападающий, ставший потом подполковником, Вася маленький (фамилии не помню), Саша — любимец команды, сын П.П. Померанцева, Виктор Прожога, Александр Кондратьев, художник Анатолий, Борис Сахаров – капитан команды, Владимир Денисенко.
Вместе с Палычем я на его МАЗе поехал в командировку в Херсон и Одессу, чтобы купить футбольную форму. В течении недели мы объехали весь юг Украины и купили великолепные футболки, трусы, гетры на толкучке в Одессе. Деньги выделил председатель профкома В. Дёмин, а добавил Палыч. Номера и эмблему СОХАЖТ-11076 набил на футболки и с длинными и короткими рукавами, художник клуба Анатолий. В те времена было что-то!
Наш «Автомобилист» образца 1966-67 годов выступал в чемпионате Севастополя, причем в первой группе-лиге, и в чемпионате Крымского Автошосдора. С мая по октябрь, по средам – игра в городском чемпионате, а по выходным – в крымском. И так – 6 месяцев в году. Запомнилась игра на первенстве Крымавтошосдора в 1967 году в Евпатории, где на песочном поле мы сыграли вничью – 2:2, а у соперников в команде играли два брата Кузнецовых Сергей и Виктор, которые потом выступали в Высшей Лиге.
Скоро в «Автомобилист» пришли известные в то время футболисты городского уровня: Сергей Манторов, Гарик Генералов, Петр Писаный. Команда играла интересно, побеждала, была хорошо экипирована. Помню календарный матч Первенства города со вторым составом команды мастеров класса «Б». Игра проводилась на стадионе «Авангард», где нынче рынок «Чайка». В начале игры В. Кальченко открыл счет- 1:0, и мы вели минут 15. Но уступили в классе и в итоге проиграли 1:7. Несмотря на поражение, мы гордились результатом этой официальной игры.
Но самыми главными встречами были игры с другой командой представлявшей автопредприятия города – Автоколонной-2203, где инструктором физкультуры был Геннадий (фамилии его не помню).
Он тщательно готовился к встречам с нами, считая нас самыми главными соперниками. Причем, обманывал нас тем, что формировал состав своей сборной не из работников своего предприятия, а за счет приглашения на эти игры известных футболистов. А у нас костяк команды составляли работники автохозяйства. Приглашенных было немного. И мы не приглашали никого специально на какие-то игры. Нам важнее всего был коллектив.
С его стороны это было нечестно, но Павел Павлович Померанцев был добрым человеком и не поднимал шума.
Мы им уступили дважды – 2:4 и 1:3.
С того времени вспоминается одна календарная игра на Первенство Севастополя в Балаклаве.
Туда вообще всегда приятно приезжать. И место красивое, уютное, с тополями по периметру стадиона, и всегда большое количество болельщиков, приходящих на игру.
А этот матч запомнился тем, что нам перед игрой подарили ящик винограда (на снимке). И еще тем, что в нашей команде в основном составе вышел на игру мастер спорта, боксер Александр Альгин. Я, заполняя судейский протокол, в графе разряды поставил м/с. Балаклавцы испугались, но узнав, что по боксу – успокоились.
К сожалению, Александру Альгину в этой игре сломали ногу, и в дальнейшем ни я, ни его отчим Петр Афанасьевич Альгин – секретарь освобожденный парторганизации СОХЖТ-11076, не смогли уговорить его снова выйти на футбольное поле.
В 1965 году в КГиФК я вступил в ряды КПСС и закончил вуз членом партии (сейчас бы стаж мой партийный составлял 51 год!) и поэтому был избран секретарем комсомольс
В 1967 году наше СОХАЖТ-11076 было занесено на городскую доску почета на пл. Нахимова. Там были написаны имена руководителей предприятия: начальник Василий Петрович Федотов, секретарь парткома Петр Альгин, председатель профкома Владимир Дёмин, секретарь ВЛКСМ Владимир Мелянский. Было приятно и горжусь этим до сих пор. А ведь было мне тогда всего 23 года.
На предприятии мне удалось организовать производственную гимнастику.
Но и, то только с бухгалтерией, да и выполняли ее исключительно женщины. Они под моим руководством во дворе автопарка выполняли под музыку упражнения с обручами, скакалками, палками. Было интересно и увлекательно.
Ровно в 11 часов была 15-минутная гимнастика. Водители и автослесаря бросали все и приходили смотреть и подшучивать над женщинами. Радовало уже то, что все присутствующие дышали свежим воздухом, и то, что в результате такой гимнастики настроение поднималось у тех, кто ею занимался, и у тех, кто наблюдал за занимающимися.
В те годы, проводя занятия по гимнастике, я тренировался и сам. В 1966 г. выиграл 2 боя у мастеров спорта из Харькова и Львова, причем во Львове, выполнил норматив кандидата в мастера спорта и в составе сборной украинских динамовцев участвовал во всесоюзном чемпионате ЦСФСО «Динамо» в Минске. Уступил в первом бою по очкам в весе до 75 кг знаменитому боксеру-динамовцу из Москвы Утяшеву.
Но о занятиях боксом и выступлениях на рингах страны – отдельная песня, а сегодня речь о футболе.
А вот как мои футболисты участвовали в городских спартаковских спартакиадах, запомнилось на всю жизнь.
В то время очень популярными по ряду причин были легкоатлетические эстафеты по городскому кольцу. Старт и финиш – на площади Нахимова. В эстафете 18 этапов по 200 метров в среднем.
Вот и в этот раз горсовет ДСО «Спартак» проводил такую эстафету. Каждый коллектив физкультуры, а их было около двадцати, выставлял команду.
Я собрал своих футболистов, уговорил поучаствовать в пробеге Сашу Альгина, распределил всех по этапам, а сам пошел на старт. Рванул со старта изо всех сил, но на этапе у театра им. Луначарского из моих никого нет, добежал до пл. Лазарева – снова никого, у кинотеатра Победа – опять никого. А у меня уже и сил нет, так как все этапы спринтерские, требующие полной выкладки. Что делать?
Сойти с дистанции – позор, да и пробежал уже столько. Доплелся до пл. Ушакова предпоследним. Там меня встретил Саша Альгин. В двух словах объяснил ему обстановку, и он рванул навёрстывать отставание. Парень он сильный и добежал он до финиша уже третьим с конца.
Вот так мы с ним вдвоем пробежали 3,6 км по городскому кольцу.
А мои футболисты пришли на следующий день, как ни в чем не бывало в клуб СОХАЖТ-11076 поиграть в бильярд.
Но он для них теперь был закрыт на месяц. Уж как они извинялись и клялись, что больше такого не повторится!
Я взял с ребят слово, что больше такого не повторится. Так и получилось. Тем более ребята помнили, что инструктор физкультуры – действующий боксер и с ним так шутить больше нельзя.
Собирая ребят на игры Чемпионата Севастополя и Крымавтошосдора в 1966 году, я столкнулся с определенными трудностями. Дело в том, что не всех ребят отпускали на игры с работы или учебы. И тогда Павел Павлович Померанцев предложил мне стать не только инструктором и организатором, но и футболистом. То есть самому выходить на поле.
Ну и что в этом такого? Какой мальчишка в то время не играл в футбол? И я не был исключением. Поэтому я ни сколько не стушевался от такого предложения. Надо, значит надо!
Так и провел два сезона, играя в родном «Автомобилисте» и даже забил два гола. Один в Феодосии и еще один в Евпатории. Позже выступал за команду Севгорсовета «Динамо». Мне эти игры потом сильно пригодились в качестве средства для поддержания хорошей общей физической подготовки.
В 1968 году СОХАЖТ-11076 поменяло дислокацию, и предприятие переехало на ул. Паршина, где находится и сейчас. В «Автомобилист» пришли другие футболисты, добились других результатов.
Я полностью перешел на тренерскую работу. В боксе, конечно. И с футболом мне пришлось расстаться. Но все боксеры для ОФП с огромным удовольствием играют в футбол!
— Что для Вас значит футбол?
— Футбол на планете спорт номер 1. Не любить его нельзя! Стараюсь не пропускать календарных матчей ФК «Севастополь».
С 1970 года, еще на стадионе «Чайка» был диктором, затем объявлял составы команд на стадионе ФК «Севастополь», на бахчисарайском «Цементнике». Сейчас пишу отчеты о соревнованиях с участием севастопольских команд, и даю информацию на радио и телевидение о городском футболе. О футболе детском, ветеранском, пляжном, а также о футзале, и о мини-футболе. Перефразируя слова известного поэта, хочется сказать — «Больше футболов! Хороших и разных!»
С игрой миллионов я не расстаюсь! И находясь на каждом матче нашей городской команды, я до сих пор искренне уверен в том, что моя поддержка является для нее решающей! Конечно, говорить о каких-то моих заслугах перед Севастопольским футболом было бы нескромно, но какую-то лепту в его столетнюю историю и жизнь я внес.
Ведь именно мне посчастливилось в одном из антикварных магазинчиков города обнаружить Кубок, который вручался Чемпионам Севастополя по футболу в 1917 и 1918 годах. Кубок был изготовлен из чистого серебра, и как следовало из гравировки, его обладателем в эти годы была команда Реального училища!
Я хотел выкупить его, но хозяин заломил несусветную цену. Позже, когда мне удалось найти спонсоров, оказалось, что реликвию выкупил человек, пожелавший остаться неизвестным. Может быть, когда-нибудь его имя станет известным, и сам Кубок станем экспонатом в музее истории Севастопольского футбола, который когда-нибудь да появится у нас в городе! А сейчас в нашем распоряжении осталась только его фотография.
А еще хочу отметить тот факт, что один из самых уважаемых и авторитетных в севастопольском футболе людей – Репенков Евгений Евгеньевич когда-то начинал свой путь в спорте именно у меня. В 1969 году, в секции бокса в СШМ и в «Спартаке» куда он пришел записываться, и где я в это время работал тренером. Таким образом, в моем футбольном активе есть еще Кубок и Евгеньич. А это значит, что я кое-что еще дополнительно сделал для Севастопольского футбола, кроме моей работы с «Автомобилистом».
Конечно, здесь я шучу, но если серьезно, то мне действительно очень приятно, что я смог что-то сделать для любимой игры и для любимого города! Пользуясь, случаем, хочу рассказать интересную историю времен моей свадьбы, которую я справлял в 1973 году в Ленинграде. Свидетелем на свадьбе был Сергей Панкратов. Этого уникального добрейшего и коммуникабельного человека, настоящего фаната футбола, хорошо знали и уважали многие севастопольские футболисты и просто любители футбола. Особенно те, кто приходил побегать на «группу здоровья» в «клетку» на площадке спортивной школы №1, что располагалась на улице Частника, рядом с 5-й школой.
Жаль, что он ушел из жизни. Без него городской футбол стал менее ярким и менее душевным! Светлая память тебе Серега! Но перейдем к делу! За день до свадьбы Серега с друзьями «зависали» в Гостином дворе и там встретили знаменитых футболистов, игроков сборной СССР Андрея Бибу и Валерия Паркуяна.
Заговорить и подружиться Серега мог с любым человеком, а уж с футболистами и тем более! Ну, слово за слово, и знаменитые футболисты получили приглашение на свадьбу. Они его приняли, но самое удивительное то, что они пришли! Тут такое началось! Все бросились к ним с журналами, книгами, просто с листочками бумаги, так как хотели получить автограф. Тут еще соседи прознали, в двери звонят! В общем, чуть не сорвали все веселье!
А невеста моя, будущая жена, обиделась на меня, так как посчитала, что все это придумал и организовал я. И мне пришлось немало потрудиться, чтобы она мне поверила! О том событии остались воспоминания и несколько фотографий! Вот такая история связана с моей свадьбой и футболом!
— Что для Вас значит Севастополь?
— Я живу в Севастополе с 1949 года. Я очень люблю свой город. И меня радует то, что за время моей жизни в столь любимом мною городе я смог что-то сделать для него.
Я защищал его честь на различных спортивных соревнованиях. Посадил в городе много деревьев, построил дом на Фиоленте. Многие мои ученики стали тренерами, трое – мастерами спорта. Но главное что все они стали порядочными людьми и так же, как и я, гордятся тем, что они севастопольцы!
Автор – Евгений Репенков, книга «Футбол моего города». Источник – dyfls.ru
1 Comment